Ru
En
Меню

       Купить билет

вт.-вс. 10.00-19.00

Музей военной техники

Музей автомобильной техники

8 (343 68) 4-67-84
8 (343 68) 4-72-18
Заказать звонок
Заказ обратного звонка
Или оставьте телефон:

Звонок бесплатный, перезвоним в течение 5 минут!

Заказ обратного звонка
Заявка принята, с вами свяжется наш менеджер в указанное время!
geolocation  Поиск по сайту

В музее автотехники УГМК появился уникальный мотоцикл

03.04.2017 /
В музее автотехники УГМК появился уникальный мотоцикл

Верхняя Пышма (Свердловская область)

Коллекция советских довоенных мотоциклов Музея автомобильной техники УГМК пополнилась новым экспонатом – мотоциклом ТИЗ АМ-600.

Мотоцикл АМ-600 (армейский мотоцикл с объемом двигателя 600 см3) разрабатывался на Таганрогском инструментальном заводе им.И.В.Сталина (ТИЗ) с целью заполнить нехватку в Рабоче-Крестьянской Красной армии мощных машин, которые можно было бы эксплуатировать с коляской.

На 1934 г. в распоряжении РККА были лишь маломощные Л-300 и ИЖ-7. Производство было решено развернуть на Таганрогском заводе, находившемся в подчинении снарядного треста Главного военно-технического управления и обладавшего необходимой материально-технической базой и кадрами. Сюда же были переведены специалисты Харьковского мотоциклетного завода, где производство серийного ХМЗ-1М было свернуто. Образцом для нового мотоцикла послужил английский BSA-500, поступивший на завод в сентябре 1935 года, однако конструкция была весьма значительно переработана: заново была спроектирована рама, передняя вилка и колеса, все размеры перевели из дюймовой в метрическую систему. Разработка шла в кратчайшие сроки: опытные машины были представлены уже на первомайской демонстрации в 1936 году, а к  октябрю было организовано серийное производство. Мотоцикл имел четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 595 см3, мощностью 16,5 л.с. и четырехступенчатую коробку передач, мог достигать скорости 95 км/ч. ТИЗ стал самым мощным серийным советским мотоциклом своего времени – у большего по объему двигателя ПМЗ-А-750 мощность составляла 15 л.с.

DSC_2327.jpgМашина получилась довольно удачной, существенных рекламаций от главного заказчика – Автобронетанкового управления РККА, - за все время производства не поступало. Этот факт особенно показателен на фоне «успехов» другого тяжелого мотоцикла РККА – ПМЗ-А-750, получившего народную расшифровку «попробуй меня заведи». Конструкция машины постоянно совершенствовалась, причем модернизационные изменения отражались лишь во внутризаводской документации, что доставляет отдельную головную боль реставраторам. Известны, к примеру, два варианта головки цилиндра (чугунный и алюминиевый), три варианта картера двигателя, четыре типа крышки газораспределения. Мотоцикл в больших количествах использовался РККА, на коляску устанавливали пулемет Дегтярева на специальной турели. Начиная с 1937 года машины активно участвовали в парадах на Красной площади, был даже разработан специальный парадный одиночный вариант с пулеметной турелью на руле.

DSC_2333.jpgТот факт, что ТИЗ АМ-600 был самым мощным советским мотоциклом, предопределил его активное использование в спортивных целях – на его базе создавались рекордные мотоциклы, как заводские, так и собранные энтузиастами. Один из них – ТИЗ-4 с верхнеклапанным двигателем – также представлен в коллекции Музея автомобильной техники УГМК.

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Тюмень, где до 1943 года из готовых частей и заготовок было собрано 614 мотоциклов, после чего Тюменский мотоциклетный завод был слит с Горьковским. Большая часть документации Таганрогского завода была утеряна в ходе эвакуации и всех переездов, поэтому даже точное количество выпущенных мотоциклов неизвестно. Даже полный комплект оригинальных заводских чертежей мотоцикла долгое время считался утраченным и был обнаружен историками мотоциклетного дела совсем недавно.

Андрей ЗИМИН